Наивная редакция SOM – мы-то думали, что выкупные концерты остались в прошлом! Но реалии последних месяцев так и кричат: ничего подобного. Да-да, ты не ослышался: в 2018 году группам не то что не платят за выступления – их самих заставляют платить за ВОЗМОЖНОСТЬ получасовой славы. Ну и распространять билеты, конечно, тоже придется самостоятельно – организаторам что ли подобным заниматься?! Поговорим о надвигающемся фестивале UniFest.

UniFest – это второй по счету фестиваль от звукозаписывающей студии Delay. Когда мы узнали о первом, ноябрьском Delay Music Festival, где нижегородским музыкантам предлагалось выступать в Milo Concert Hall (хоть и на малой сцене), страшно обрадовались за них – это же выход на новый уровень! Не медля написали организаторам с предложением стать информпартнером мероприятия. О том, что за участие в этом фестивале собиралось по шесть тысяч с группы, нам рассказали музыканты уже во время концерта, когда договоренности было поздно отменять. Что ж, мы, как и обещали, мероприятие осветили, но для себя решили, что в будущем подобных ошибок совершать не будем.

И вот, объявляется новый фестиваль – UniFest. И снова красота – всех зовут выступить на сцене Premio, не сказка ли для нижегородских музыкантов? Вот только сбор с музыкантов не то что не ликвидировали – его повысили почти в 2 раза, до 10 тысяч рублей. 10 тысяч рублей!!!

Не подумай, мы не пытаемся считать деньги в карманах музыкантов – бесспорно, у некоторых из них есть лишние, а у кого-то даже много. Но деньги – это ресурс, который в условиях отсутствия заработков у большинства музыкальных групп и наличия постоянных расходов (репетиции, замена оборудования, звукозапись и т.д.) должен тратиться максимально эффективно. А какая ситуация наблюдается на данном фестивале?

Очень приятно, музыкант-продажник

Основной сбыт билетов будет осуществляться музыкантами – каждой группе выдается на продажу по 20 билетов. Ну а что, удобно же – 5 участников в коллективе, у каждого есть 5 друзей или родственников, которые готовы прийти на любой концерт – профит!

Вот только в чем смысл такого фестиваля? 500 рублей – это весьма высокая цена за то, чтобы послушать не самые популярные группы. Да еще и не просто парочку групп – предлагается слушать сразу 16 штук на протяжении двух дней – ни один незаинтересованный в нижегородской музыке человек не способен так долго и сосредоточенно слушать ноунеймов (без обид, ребята, вы знаете, что мы вас любим).

Друзья и родственники участников, которые составят основную аудиторию фестиваля, приходят только на определенные группы – они не останутся слушать остальных. Этот факт отлично подтвердил Delay Music Festival, куда по билетам пришло 433 человека (за оба дня), но зрительский зал был пустым почти все время.

Фестивалим по-нижегородски - с задержкой на 20 лет
Пик зрительского интереса на Delay Music Festival

Общий бюджет UniFest, по словам главного организатора Михаила Хнырёва (у редакции SOM есть скан переписки), 200 тысяч рублей, из которых 50 тысяч пойдут на рекламу мероприятия. Однако сколько бы денег организаторы не потратили на рекламу, аудиторию должна привлечь интересная ей музыка, а не только цивильная площадка вроде Premio. Lunapark и “Антарес”, которые заявлены хедлайнерами мероприятия, это пример отличных олдовых нижегородских групп, но разве их саунд пользуется большим спросом сегодня? Чем вообще организаторы планируют завлекать людей на данное мероприятие с совсем не символической ценой? Ведь просто запустить рекламную кампанию недостаточно – нужно предложить людям что-то актуальное и привлекательное.

Однако участников фестиваля, кажется, все это не парит – они твердо уверены в успехе!

Михаил Суслов, басист в группе PostScript:

Фестивалим по-нижегородски - с задержкой на 20 летЛично я считаю, если группа не может продать 20 билетов чтобы окупиться, зачем тогда она существует.
Мероприятие имеет очень широкий городской масштаб – реклама по городу, в маршрутках, в университетах. Будет супер звук, супер свет, супер фотографы, супер видеографы. С таким подходом к организации фестиваля речи о том, чтобы были трудности с продажей 20 билетов быть не должно. Мы все билеты продали, группа осталась в плюсе – организатор предусмотрел возможность заработать еще и сверху.
Есть концерты, где ты просто платишь деньги и играешь для 10 человек, и организатор не парится по этому поводу. Здесь же то, что продали группы – это небольшая часть людей что придут на концерт. Для того, чтобы выступить перед забитым залом, вклад должен внести каждый. Для малоизвестных команд это отличнейшая возможность показать себя”.

Уметь продавать и заниматься продажами – это разные вещи. Музыкант много кем должен быть в наш век – и SMM-менеджером, и маркетологом, и продюсером… Но толкать билеты друзьям на чужой фестиваль – это то самое, чем должен заниматься музыкант?

Алексей Трошин, вокалист и гитарист в группе Greenwich Village:

Фестивалим по-нижегородски - с задержкой на 20 лет“Решающим фактором в принятии решения о выступлении на этом фестивале для нас является возможность донести до наших поклонников “родное звучание” наших песен, т.к. с аппаратом, который будет стоять на концерте, мы работаем уже на протяжении нескольких лет. Именно он звучит в наших треках.
Если бы фестиваль реализовывался иными средствами, а также иными лицами – мы бы отказались. Организатор этого фестиваля наш друг и коллега, а когда друг предлагает сделать что-то классное вместе – это здорово! И деньги здесь не при чем.
Музыканты в данном случае платят не за возможность выступить, а за материал для создания достойного концертного видео. Каждый для себя решает сам, сколько он готов за это заплатить, но свои билеты мы просто раздаем всем желающим”.

Любопытно, что для получения этого самого видео музыкантам необходимо доплатить сверх 10 тысяч – точно так же, как и на Delay Music Festival.

Неестественный отбор

К слову, по поводу отбора групп на фестиваль: не то чтобы он был непрозрачным… Вот только из подавших публичную заявку групп взяли только Lethal Out-Core и paperbirds. Все остальные участники набирались из тех, кто репетирует на студии и уже выступал на Delay Music Festival (кроме группы Lunapark, но ребята отказались давать нам комментарии, сославшись на провокационность темы).

При этом для участия в фестивале не взяли такие качественные группы как parolibre (сказали, что ню-джаз испортит рок-малину), Apodemus и Melon Soul (стоунер и альтернатива не зацепили). А вот менее интересные коллективы, у которых нет даже студийных записей, прошли без проблем.

Ксения Балашович, пианистка в группе parolibre:

Фестивалим по-нижегородски - с задержкой на 20 лет“На самом деле в моей молодости выкупные фестивали не были чем-то сверхъестественным. Нам, семнадцатилетним, это виделось одним из немногих способов заявить о себе, потому что сыграть в принципе хоть где-то хоть перед кем-то виделось большой радостью – клубов и промоутеров было мало.
Пугает в этом случае то, что мы, судя по всему, ни на шаг не продвинулись – в 2018 году вернулись к схемам, музыке и взглядам пятнадцатилетней давности. Как будто не было истории становления независимой сцены, диайвая, круговорота площадок, разных юнити, экспериментов, шишек самодельных концертов, становящихся культовыми андеграундных банд – ничего не было, нам это привиделось.
Десять тысяч сумма совершенно конская. Это насколько надо быть неуверенным в себе, чтобы столько отвалить за участие в фестивале, из плюсов в котором только хорошая площадка? Ни толкового хэдлайнера, ни гарантий, ни, в общем-то, особых перспектив на будущее… Кроме шуток, сыграть на разогреве у некоторых крутых заграничных команд стоит немногим дороже.
В целом для молодых групп нет ничего зазорного в том, чтобы распространять билеты и принимать активное участие в привлечении публики, но учитывая все входные данные, это мероприятие как-то слабо вписывается в концепцию “поднимем нижегородскую сцену вместе”. В конце концов, она не была парализована на момент, когда ее зачем-то решили поднимать такими средневековыми методами. Всем было бы лучше, если бы социально-активные люди смотрели на вещи более свежо и действовали более прогрессивно, иначе такими темпами скоро опять будем головную боль трепанацией лечить”.

Но если ты вдруг подумал, что столь негативное отношение могут проявлять только “обиженки”, которых не пригласили выступать, спешим разочаровать: группу Ba-doo Child, к примеру, пригласили, но они также нашли подобные условия неприемлемыми.

Иван Новожилов, вокалист в группе Ba-doo Child:

Фестивалим по-нижегородски - с задержкой на 20 лет
Фото: Дмитрий Тирский

“Причина отказа участвовать простая – наша группа имеет хоть и небольшой, но показательный опыт участия в настоящих фестивалях – к примеру, в прошлом году мы были на “Дикой мяте”, где помимо прекрасной организации и полного технического оснащения, нам даже оплатили проезд и проживание. Кроме того, на группу выделили несколько контрамарок, чтобы фестиваль могли бесплатно посетить родственники или друзья.
Естественно, не стоит говорить о том, что публика на хороший фестиваль собирается не силами участников, а исключительно работой организаторов, которые заранее привлекают людей, продают билеты, сами отбирают достойный лайн-ап и т.д.
Осенью прошлого года мы приняли участие в отборочном туре Emergenza, на контрасте нам сразу стало понятно, что есть фестиваль, а что есть профанация. На той же Emergenza не было ни профессионального начального отбора для объективной оценки уровня группы, ни публики, которая приходит на фестиваль сама по себе, а не по продаже билетов участниками.
Когда позвонили с UniFest и озвучили условия (билеты продать, за видео заплатить…и т.д.) мне это очень напомнило Emergenza. То есть на первом месте опять стоит коммерческая составляющая, а уровень групп вообще не идет в расчет. Не видим ни смысла, ни перспектив участвовать в подобных мероприятиях – аудитории у самого фестиваля как таковой нет. Главный бонус, предлагаемый организаторами таких “фестивалей” – это потешить свое эго, вообразив себя артистом, выступающим на большой сцене (перед полупустым залом). С таким же успехом можно арендовать “Олимпийский” и, ничего из себя не представляя, дать там концерт. Какая-то бессмысленная клоунада и понты”.

Немного об организации фестивалей

Но что если музыканты – люди творческие, и просто не понимают всех тонкостей и сложностей организации фестиваля с нижегородской музыкой? Мы решили поинтересоваться мнением и оценкой более опытных организаторов.

Артем Прудников, организатор альтернативных вечеринок, “НеТрамплина”, “Подполья” и множества других фестивалей:

Фестивалим по-нижегородски - с задержкой на 20 летВыкупные концерты были главной проблемой нижегородской сцены 10 лет назад. За эти годы появилась сотня инструментов для молодой группы, как раскрутить себя и продать. Публика обросла опытом и вкусом, и уже не пойдет на неинтересное им событие, поэтому и концерты за выкуп вымерли как динозавры. На фоне проблемы с концертными площадками, идея, что группы скинулись на большой клуб с хорошим звуком и фестом имеет право на существование, но входной билет 500 рублей и 10 тысяч с группы – что это за бред? Кто добровольно заплатит 500 рублей за группы, о которых не знает? Итогом для групп, конечно же, будет финансовый минус и полупустой зал – люди, приходящие на конкретные группы и уходящие сразу после них”.

Юрий Павлов, организатор фестиваля WAFEst, представитель фестиваля Frost в Нижнем Новгороде, лидер группы “Ветер Фанга”:

Фестивалим по-нижегородски - с задержкой на 20 летРаспространение билетов – это должно быть зоной ответственности организаторов. Это их профессия, это то, чем они должны заниматься. Я считаю такой момент в организации спорным – попахивает 90-ми годами. Организатор будто бы пытается перенести ответственность за наполняемость площадки на сами группы, не заботясь о лайн-апе и о том, нужны ли кому-то эти группы, кроме самих музыкантов. Подобное может оградить организатора от вопроса “А почему мало зрителей?”. “Да потому что вы, группы, плохо старались!”. Ну и защищает финансово – даже если ни одного зрителя не придет, орг все равно заработает или, во всяком случае, не потеряет.
Я считаю подобный подход нормой, когда делается официальный шоукейс. Это предельно открытый формат с обязательным приглашением музыкальных менеджеров, представителей продюсерских центров, с бесплатным или минимальным входом, с максимальным привлечением разнокалиберной прессы.
И сразу возникают вопросы к UniFest:
а) Если это рыночный фестиваль – почему группы платят?
б) Если это шоукейс-фестиваль – где пресса, где продюсеры, почему showcase-интересы музыкантов не соблюдены, почему вход стоит как на рыночный фестиваль?
На Delay Music Festival зрителей было катастрофически мало, и поскольку их привлекали сами группы, это в основной массе были поклонники и фанаты. Как следствие, каждая группа сменялась вместе со зрителями, а значит, по большому счету, новых слушателей никто себе не приобрел. Delay Music Festival больше был похож просто на популяризацию студии звукозаписи Delay, и, что еще удивительнее, по моим сведениям, звук на нем устроил не всех”.

В заключение

Фестивалим по-нижегородски - с задержкой на 20 лет

В общем, не можем не согласиться с Юрием – вполне очевидно, что единственная цель обоих фестивалей – пиар студии звукозаписи. Но право, лучше бы те 50 тысяч, которые заявлены Delay как спонсорские в бюджете фестиваля, они потратили на собственное интернет-продвижение – было бы больше толку для студии и меньше убытков как для самих организаторов (которые, по их же словам, даже при сборах с музыкантов ушли в минус на 20 тысяч рублей), так и для музыкантов.

Мы решили в редакции пораскинуть мозгами на тему того, что же полезного могли сделать группы на 10 тысяч рублей, кроме как выступить на UniFest?

  • Видеопрезентацию группы
  • Профессиональную фотосессию (на 1/3 от суммы)
  • Организовать сольный концерт
  • Записать сингл на студии
  • Оплатить 3 месяца репетиций по 3 раза в неделю
  • Закупить рекламу в сообществах группы в соцсетях на полгода-год (с охватом постов до 100 тысяч человек), которая будет рассчитана именно на целевую аудиторию проекта

К слову, максимальное количество участников в пабликах выступающих в ВК – 3,5 тысячи человек, а у большинства число подписчиков еле-еле приближается к 500 (хотя у некоторых даже паблика собственного нет). Конечно, и качественная постановочная фотосессия есть только у трети групп, не говоря про видеопрезентацию… Но все это, безусловно, меркнет перед возможностью выступить перед собственными друзьями на большой и красивой сцене Premio!

Вообще, такую мотивацию понять можно, если музыканты играют чисто для души, не ищут каких-то особых музыкальных перспектив, а просто хотят сохранить фото и видеовоспоминания о том, как они отжигали на крутой сцене. Но если группа относится к своему творчеству серьезно и имеет какие-то амбиции, стоит ли размениваться на подобные фестивальные предложения?..

Дорогие нижегородские музыканты! Начните уважать себя и свой труд – ни один организатор не сделает этого за вас. С любовью и надеждой на лучшее, редакция Sea of Music.

9 КОММЕНТАРИИ

  1. вы и сами со своей самодеятельностью недалеко ушли – вас просто бомбит от того что вы не смогли стать инфопартнером фестиваля, на котором актуальной локальной музыки чуть меньше чем 0 групп, и писать вам не о чем – на нормальные концерты в блэк хо и станок вы не ходите, портал ваш такой же бесполезный как и этот фестиваль

  2. SOM правы, вся эта организация феста вообще не актуальна!!! Удачи группам , которые согласились на данное мероприятие, но лучше бы тогда вообще не устраивали ничего , нежели так!

  3. СОМ Правы.
    Такая психология, закладываемая оргами Unifest в головы молодым группам просто вредна.

    Что значит платить за свои концерты? Может зрителям приплачивать ещё чтоб пришли?
    Конечно понимаю, Антарес – столпы нижегородского МИТОЛЛа, для них нормально скидываться себе на концерты и играть в пустые залы, но не все же в городе играют ретро-музыку!

    Современный музыкант должен играть музыку, интересующую зрителя, а организатор должен уметь привлечь зрителей на эту музыку. Тогда всё будет хорошо, и все будут довольны.

    А это событие – это культивирование какого-то говна!
    Ребята, времена изменились! Пора и вам меняться! Прошлое не вернёшь! со времён выкупных концертов в Рокко прошло 15 лет!

  4. Известно, что SOM делает свой хайп на негативных отзывах и неуклюжем троллинге – то ли потому, что ничего создать не может сам, то ли потому, что и впрямь ничего позитивного не видит.
    И дальше своего носа – тоже не видит.
    Нашли, с чем сравнивать. Это вам не 90-е, ребятки, диванные вы критики.
    Это крупное нижегородское событие, поднимающее нижегородскую рок-музыку на принципиально новый уровень – дающее возможность музыкантам из обрыганских клубишков выйти на большую сцену с хорошим звуком и урезать там рок-н-ролла кто во что горазд. Уверена, что заплатив 10 000, они будут максимально ответственно относиться к выступлению – а значит, все покажут лучшее, на что способны. По-моему – гениально. Аплодирую стоя)
    Удачи фестивалю и дальнейшего развития)
    PS: А SOM – эгей, юношеский незатейливый максимализм – это все, на что вы способны?..

  5. Мимо проходил ЛОЛище)

    Пойми уже – что место этим группами именно там, где они и есть – в обрыганских подвальных клубах!
    Их музыка неакутальна и неинтересна никому!
    Иначе им бы и не нужен был этот фестиваль на хрен, тем более за 10 тыщ)))

    Соберутся, порыгают со сцены в полупустой зал, потом обратно в подвалы.
    Пипец, крупное событие – говно, никому не нужное повылазило из сортиров, скинулось, сняло топ-клуб и думает что оно чего-то добилось!

    Марш им всем обратно в репточки, и пока сами не научатся себе собирать хотя бы 50 человек стабильно, нехрен им делать на больших сценах!

  6. Товарищ автор, ну зачем же так огульно разбрасываться негативом!

    Лично была на месте многих, кто упомянут в статье: музыкантом, игравшим за выкуп и без него, в том числе те самые 10 лет назад, слушателем многих местных фестов и даже оргом выкупного концерта. Ну и что? Если уж вы так радеете за музыкантов, то стоит заметить:

    1. Уважающий себя музыкант должен уметь работать хорошо даже для 1 зрителя. Это не демагогия, а банальная ответственность. Была масса концертов в НН, даже известных музыкантов, где было мало народу. Вспомнить хотя бы Vader. Они бросались дерьмом со сцены оттого, что было мало народу? Парни здорово отыграли концерт, потусили с фанатами, пообщались и уехали в гостиницу.

    2. Даже если в зале мало людей (а самые “многозрительные” концерты остались чуть ли не во времена Копосовской тусовки), то от этого тоже можно получать удовольствие. Если стоит хорошее оборудование, свет и есть хорошая организация — это стоит жалких денег. Потому что ни в одном подвале этого нет. Дело не в пафосе площадки, хороший концерт можно было бы сделать и в небольшом клубе. Дело в комфортных условиях. В большинстве мест нет никаких условий и организация ниже плинтуса.

    3. К сожалению, мы живем в таких реалиях, что российские музыканты, желающие выступать за гонорар, это либо какие-никакие звезды, либо кавер-бэнды, шатающиеся по клубам, в редких случаях – команды, играющие свою музыку, но самых лайтовых востребованных стилей. Тут не до музыки, это желание заработать. Таким музыкантам, на мой взгляд, на Unifest делать нечего. Нечего, потому что ребята, которые там будут выступать, стараются сделать качественный материал (не говорю за всех, но многие годами работают и вкладывают много сил, времени и денег, чтобы результат был классный, и им это удается). Поэтому “итоги — финансовый минус и полупустой зал” — сомнительное заявление. Весь вопрос в восприятии. Одни останутся недовольными, другим мероприятие запомнится большим фестивалем, на котором выступали хорошие группы, в том числе местные “легенды” (местная муз.общественность половину из участников точно запомнит еще надолго). И да, хорошая площадка, звук, свет и хорошая, пусть и недешевая организация тоже запомнятся, уверяю.

    В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Мне тоже не нравится идея концертов за выкуп. Но вброс того самого на вентилятор ради просмотров вашего ресурса, дорогие авторы SOM, ничуть не лучше, чем концерты за выкуп. Фестиваль пройдет и, как и любой другой, оставит разные воспоминания и мнения. А ваша не всегда объективная критика так и останется темным пятном. На вас.

  7. Проблема автора в тотальном непонимании такой простой вещи, как рынок. Рынок всегда образуется на стыке спроса и предложения. Если бы спроса со стороны музыкантов не было – то подобный фестиваль никогда бы не состоялся. Организаторы предоставляют вполне конкретную и понятную услугу, назыая за это конкретную цену, которую музыкальные группы готовы платить. Автор, не являясь участником ни одной из сторон этого рынка, высказывает свое субъективное мнение, считая чужие деньги. Такую статью можно написать о абсолютно любом другом рынке. Очень жду следующую статью, относительно картошки по цене целых 10 рублей(!) за килограмм в продуктовых магазинах в центре города, когда на рынке можно купить по 6. Думаю, по этому материалу так же можно опросить довольно много людей и порассуждать на тему конских сумм (только, считаю, в данной статье было слишком мало жирного выделения текста, надеюсь, это будет исправлено). Я даже придумал вам концовку будущей статьи:

    Вообще, такую мотивацию понять можно, если покупатель хочет купить картошечки чисто для души, не ищет изысканных вкусов, а просто хочет пожарить себе вечерком, добавить немного кетчупа и скушать под баночку Окского. Но если покупатель относится к своему кошельку и желудку серьезно и имеет какие-то амбиции, стоит ли размениваться на подобные предложения?..

  8. Согласен с автором полностью. Такие овноорги развалили всю андеграунд и рок-тусовку в нино. Раньше организаторы относились более ответственно к подбору команд, даже за выкуп. По чесноку скажу, что и сами мы первые концерты играли за выкуп, но только первые штуки 3, потом нас стали приглашать. Ко всем концертам мы готовились долго и очень ответственно. От выкупных соответственно отказались полностью.
    Когда в клубе был хороший орг,который болеет за свое дело, ты знал, что заплатив за билет, даже не зная кто выступает, проведешь отлично время.
    Когда же появились орги – “коммерсанты” и пошла полная …опа. На сцену стали лезть все подряд, группы которые только гитары в руки взяли, разумеется уровень концертов просто рухнул на глазах.
    Искренне надеялся, что те времена “коммерсантов” все таки прошли.
    Уж лучше выступать бесплатно, в небольшом клубе на свои 100-200 человек, чем за бабки на большой площадке на пустой зал.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here