Встретив его вне баттловой площадки, порой удивляешься, как вот этому робкому парню со скромной улыбкой, в кепочке и водолазке а-ля Стив Джобс, удается быть таким самоуверенным и искрометным на баттлах. Настоящий разрыв шаблона!

Даниил Слободенюк, он же стендап-комик, он же Жаба Аркадьевна и фаворит 1 сезона SLOVO Нижний Новгород, рассказал Sea of Music о том, каково это – быть абсолютно неуверенным в жизни и абсолютно уверенным в творчестве.

О нижегородском баттл-рэпе

SLOVO Нижний Новгород явно слабее, чем основные лиги – Versus, #Slovospb, RBL, но баттл-рэп в нашем городе вот только появился  – первый год. Оффлайн-мероприятия хороши, дальше я прогнозирую рост. Вживую все выглядит гораздо ярче и эмоциональнее, чем в записи.

Жаба Аркадьевна: «Мне нравится смешить людей. Откровенно говоря, это единственное, что у меня получается в жизни»

Все так хотят развесить ярлыки, что «в финал SLOVO вышли КВН-щик и стендап-комик», но мы же действительно намного круче!

Баттл-рэпер выходит с табличкой на лбу «я баттл-рэпер». И все. Он говорит: «Ты занимаешься чем-то еще, значит ты не можешь заниматься этим».
Почему? Когда ты увлечен чем-то помимо баттл-рэпа, это просто говорит о том, что ты более разносторонний человек. Возможно, кто-то считает разностороннее развитие несерьезным отношением, но вот подобное высокомерие – это слишком серьезное отношение.

Все эти классические баттл-рэперы, как под копирку… их несметное количество. Какие я должен испытывать эмоции, когда смотрю то, что уже много раз видел? Вот эти бесконечные панчи про девушек, мам и «за культуру» треп….

О том, каково быть фаворитом сезона

 В своей компании я шучу, что я крутой, но в Нижнем Новгороде. Это же так себе достижение, региональная тема. Когда смотришь на Питер и Москву, там и более крутых комиков, и баттл-МС – куча.

Мне нравится смешить людей.
Откровенно говоря, это единственное, что у меня получается в жизни.

Успех в творчестве – это всегда элемент везения. Без него никуда. Многие талантливые ребята так и не поднимаются, потому что просто им не везет. Скорее всего, меня бы заметили в любом случае, просто чуть позже, а тут повезло совсем рано. Я буду заниматься этим и дальше, пока есть интерес. В сентябре поеду на RBL (Russian Battle League).

Мне понравилось то, что я сделал на финальном баттле SLOVO – это был мой лучший баттл в сезоне.
Я шел побеждать. Я был уверен в своей победе, и настраивал себя на нее, чтобы максимально не волноваться, в стиле «Передо мной лох, а я Бог» – психологическая штука.

Почувствовал в момент проигрыша обидку, конечно. Но люди шумели, а все панчи зашли именно так, как я и запланировал. Я думаю, дело было в промахе именно по Уинтермьюту.

Об оригинальности

Считается, что в баттл-рэпе ты должен взять в свой текст все про соперника. Я уверен, что можно соблюсти баланс, «золотую середину», ведь мне есть о чем еще высказаться, кроме как о сопернике. В финальном баттле я был близок к этой «середине», но соблюсти ее не получилось.

У меня есть ощущение, что здесь, на баттл-рэп площадке, ты можешь делать практически все, что угодно. Ты ограничен только тем, что должен рифмовать.

Просто делай то, от чего ты кайфуешь, отдавайся этому всецело, и тогда будет чувствоваться, что ты в своей тарелке. И даже какие-то нестандартные вещи, которые, казалось бы, вообще не про баттл-рэп, будут работать.

Многие рэперы говорят, что они вообще не слушают рэп, только другие жанры. И я понимаю, почему. Чтобы делать что-то оригинальное в жанре, ты не должен вариться в только в нем. Нужно примерно знать, что делают современные рэперы, но черпать вдохновение из другой музыки. Люди, которые слушают только рэп, не могут показать что-то стоящее в плане музыкальности.

Баттл-рэпа уже переизбыток. Он уже давно на издыхании. Это не потому, что жанр изжил себя, а потому, что слишком его много, и в нем уже нужно удивлять, привносить что-то новое. А это не всегда коррелирует с игрой по правилам.

Ты должен понимать правила и как они работают, но подстраивать их под себя.
Я, конечно, проиграл финальный баттл, но это не помешает мне продолжать гнуть свою линию в дальнейшем. И я верю, что это работает именно так и только так.

Об идеологии

В баттл-рэпе ты часто высмеиваешь жизненную позицию оппонента, его принципы. А почему ты высмеиваешь позицию? Потому что у тебя другая. Ты присутствуешь в своих текстах. Соответственно, у тебя должна быть своя позиция, и она должна быть невыдуманной.

Мне баттл-рэп площадка интересна именно как трибуна для высказываний.
Да, можно просто высмеять оппонента, и сделать это хорошо, но это не цепляет. А когда ты отталкиваешься от своей позиции и какую-то мысль в тексты вкладываешь, раунды выглядят мощнее и интереснее.
Всех подкупает, когда тебе есть, что отстаивать.

У меня с Уинтермьютом как раз не было идеологического конфликта. Это одна из причин, по которым я проиграл. Он никак не задевал меня весь сезон, вообще ничем.

Я попытался воскресить свою былую ненависть к КВН, которым Уинтермьют занимается, но это было неискренне. 3 года назад, когда я бросил КВН и стал заниматься стенд-апом, очень популярна была мысль о том, что КВН – дно. Это была беспочвенная и слепая ненависть, и со временем я понял, что все просто занимаются тем, чем хотят. Есть люди, которые в КВН более талантливы, чем я в стенд-апе. Именно поэтому к финальному баттлу было готовиться непросто.

Жаба Аркадьевна: «Мне нравится смешить людей. Откровенно говоря, это единственное, что у меня получается в жизни»

Хочется, чтобы и рифмы были крутые, и позиция отражалась в текстах, и что-то новое привносить каждый раз. Поэтому я сейчас думаю над тем, чтобы баттлить меньше и подбирать себе соперников самостоятельно, поскольку сезон уже закончился, и я не скован его рамками.

Сначала я хотел выбирать классных соперников, которые мне нравятся, а потом подумал: а что я им буду говорить? Так я решил остановиться на тех, кто реально как-то задевает меня и мою позицию, что-то мне в них не нравится. То есть их считают крутыми, но я по какой-то причине считаю иначе.

Об импровизации в стенд-апе и в баттл-рэпе

Я еще не такой опытный комик – всего 3 года занимаюсь комедией. На Западе комик считается начинающим первые 10 лет своей карьеры. За эти 3 года я стал лучше понимать, что в целом смешно, а что нет. Когда я выступаю на стенд-апе, это тоже всегда “золотая середина” – шутка, но и мысль. Изначально ты рассказываешь все то, что нравится тебе, но со временем материал фильтруется по реакции зала. В итоге остается только то, что смешно и тебе, и публике. Ты постоянно обкатываешь программу.

В баттл-рэпе у меня стаж меньше года – первый баттл в рамках 1 сезона SLOVO в ноябре 2017 года был для меня стартом.

До этого был только один шуточный баттл с другом внутри компании. Я не писал рэп, не писал панчи, просто смотрел много баттлов. Это тоже откладывается. Ты уже знаешь, что примерно тысячу раз было сказано, а что будет свежо.

Импровизировать тяжело, но со временем привыкаешь. Страх облажаться за 3 года занятий комедией уже пропал. На баттлах он первое время был, но со временем тоже ушел.

Ты просто делаешь и не сомневаешься.
Если ты в чем-то сомневаешься – не делаешь этого. Таков мой подход ко всему творчеству, когда выступаешь перед публикой.
Люди чувствуют, когда ты боишься.

Несмотря на то, что я готовлю шутки заранее, практически в каждом моем выступлении, присутствует импровизация. Есть такая практика, когда ты пишешь материал, оставляя в определенном месте зазор под шутку. Ты выходишь, рассказываешь до этого момента, и прямо на сцене «рожаешь» шутку. Такие моменты обычно получаются самыми удачными, потому что они естественно сказаны. Но это очень сложно, 1 раз из 10 получается хорошо, но в этом и смысл.

Одна из главных вещей в комедии – это делать то, что ты боишься.
В любом творчестве, если тебе что-то страшно, ты должен это пробовать, и тогда будешь расти над собой.
 

Во всех моих баттлах, кроме самого первого, присутствовала импровизация. Для каждого из раундов были прописаны разные ответные слова, но зачастую только на уровне идеи. И уже на самом баттле я их воплощал и зарифмовывал.

Даже если что-то не зашло, но ты уже начал это делать, нужно с уверенным лицом довести это до конца. Ты уже после проделаешь всю необходимую работу над ошибками, но на самом баттле нельзя показывать неуверенность.

Жаба Аркадьевна: «Мне нравится смешить людей. Откровенно говоря, это единственное, что у меня получается в жизни»

«Нас почтил своим визитом баттл-МС с реквизитом» – этот заход в баттле с Рециди был одним из лучших в сезоне. Панч про реквизит как раз лежал в голове на уровне идеи. Когда я только начинал заниматься стенд-апом, мы с коллегами постоянно шутили про «реквизитных комиков». Реквизит – это какая-то физическая вещь, о которой ты шутишь. У комиков такое редко заходит, реквизит должен быть ну очень смешным и максимально оправданным.

Многие расстраиваются, когда узнают, что этот панч не был стопроцентным фристайлом. Но ведь баттл-рэп – это шахматный спор, в нем важна стратегия. Если ты заранее понял, о чем будет читать твой оппонент, ты наоборот молодец! Это просто говорит о твоем сопернике как о неоригинальном, если его так легко просчитать.

 О личности в творчестве и в жизни

Когда вырастаешь, становится очень мало моментов, когда можно в полном смысле слова подурачиться. На баттле ты проникаешься атмосферой. По кайфу иногда во что-то такое самоуверенное поиграть. Я не совсем себя играю, но в целом это я.  Вот эта бравада – это в рамках жанра, и это помогает выглядеть уверенно. Баттл-рэп – это спорт, в отличие от стенд-апа.

У меня мечта, чтобы я выходил и спокойно разваливал оппонента. Когда ты не кричишь, не используешь дешевые эмоции, а чисто своим текстом, своей мыслью, своими панчами западаешь в душу публике и круто выступаешь, без бравады.

Жаба Аркадьевна: «Мне нравится смешить людей. Откровенно говоря, это единственное, что у меня получается в жизни»

На стенд-апе я двигаюсь к тому, чтобы грань между мной в жизни и мной на сцене стерлась максимально. Хороший комик – это тот, который и на сцене, и в жизни – один и тот же. Чем искреннее ты рассказываешь, тем это смешнее и больше цепляет. В баттл-рэпе я бы тоже хотел к этому прийти. 

Я максимально неуверенный человек в жизни, но я уверен в том, что делаю в рамках творчества. Я не боюсь облажаться здесь. В творчестве ты облажался – ну и что? Попробуешь еще раз.

А в жизни я постоянно боюсь облажаться и постоянно лажаю. В общении с людьми, в бытовых вещах. Это постоянные провалы. Но в отличие от творчества, у этого есть определенные последствия, весьма неприятные.

О творческих заработках

Зарабатываю я на творчестве пока очень скромно, в основном на стенд-апе и на фрилансе. Мне очень мало нужно для жизни, в этом смысле я панк. Минимальные запросы помогают в творческих профессиях, потому что в них явно не за деньгами идешь. Сначала ты очень долго бомжуешь, а потом в какой-то момент становишься настолько крут, что реально внезапно богатеешь. Так в любой творческой профессии.

Сейчас не так много баттлов в России, на которых МС зарабатывают, где им платят, разве что известным финалистам. В основном баттл-площадки – это промо-площадки для рэп-исполнителей, возможность показать себя, найти свою аудиторию.

Хотелось бы переехать в Москву. Если переезжать, то только в Москву. В Петербург – нет смысла, даже несмотря на то, что это баттловая столица – комедия там не первостепенна, но она первостепенна для меня.

О BPM-баттлах и рэп-исполнительстве

На BPM-баттле я облажался. Плохо подготовился, потому что это было через неделю после отбора на SLOVO – слабо выучил текст. Но если на SLOVO достаточно просто выучить текст, то для крутого выступления на BPM-баттле ты должен прямо-таки идти на репточку и репетировать, чтобы точно знать, как будешь звучать.

В стенд-апе важно, чтобы у тебя все было круто – мысль, шутка – это все, на чем держится выступление.

В баттл-рэпе есть поблажка – рифма. Ей проще удерживать зрителя, но в ней же и сложность.

В BPM-баттле еще нужен более выраженный флоу, читка сложнее технически, но там мысли и панчи могут быть послабее.

Жаба Аркадьевна: «Мне нравится смешить людей. Откровенно говоря, это единственное, что у меня получается в жизни»

Меня больше привлекает формат SLOVO, но поскольку я облажался на BPM, было бы интересно преодолеть этот барьер. Я ощутил, насколько мне это тяжело дается. Было несколько моментов, где я просто задыхался. Максимально провальное выступление.

У меня музыкальность на нуле, что отчасти сказалось и в BPM-баттле. Есть какие-то полумысли относительно рэп-исполнительства – пишу черновики треков, но пока в стол. Хочется, чтобы материал был и глубоким, и смешным одновременно. А еще он должен как-то музыкально звучать, это же все-таки песня.

Ну и одна из главных проблем в исполнительстве – техническая, запись треков. На SLOVO я пришел с текстом, говорю на камеру и все. А тут я должен либо сам записывать, сводить, растить себе геморрой, либо деньги вкладывать или друзей искать.

Однако мне не хочется заниматься чем-то одним. Как только я что-то действительно захочу сделать, я сделаю. Я хочу быть русским Дональдом Гловером. Ждите двойной EP!

Беседовала: Серафима Чекулаева
Фото: Сергей Авдеев, Дмитрий Полевов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here